Параллельное искусство - это направление в искусстве, которое развивается параллельно официальному искусству, не вписываясь в рамки официальной идеологии. Оно зародилось в СССР после 1968 года и совпало по времени с диссидентским движением.
Основные особенности параллельного искусства в СССР:
Искусство, не вписывавшееся в официальную идеологию, было вытеснено из музеев и нашло прибежище в частных коллекциях, салонах и студиях.
- Часть произведений попала в закрытые фонды библиотек, однако при наличии связей к ним можно было получить доступ.
- Для художников, не работавших в соцреализме, был закрыт путь в Союз художников, но они могли получать средства, работая в любительских кружках.
- Другим способом показать публично запретные работы была малая форма: иллюстрация, гравюра, графика.
- В концептуальных произведениях советского нонконформизма стёрлась грань между живописью, художественной литературой и исследованием, а устная коммуникация стала главным их выражением.
Параллельно аналогичные явления происходили в литературной и музыкальной жизни, имели место в театре и кино («полочные» фильмы, запрещённые спектакли)
Известные примеры параллельного искусства
Параллельное искусство, как явление, включает множество примеров, особенно в контексте советского периода, когда оно развивалось в условиях строгой цензуры и идеологического контроля. Вот несколько известных примеров:
Концептуальное искусство: Это направление, возникшее в СССР после 1968 года, стало важной частью параллельного искусства. Художники, такие как Илья Кабаков и Дмитрий Пригов, использовали концептуальные формы для выражения своих идей, часто затрагивая темы, связанные с социальной и политической реальностью.
Группа "Аякс": Эта группа художников, включая таких известных мастеров, как Олег Тистол и Виктор Сидоренко, работала в рамках параллельного искусства, создавая работы, которые критиковали официальное искусство и отражали реалии жизни в СССР.
Альбом "Параллельное искусство Крыма": Этот альбом, составленный искусствоведом Игорем Липуновым, представляет работы крымских художников-любителей, которые создавали искусство независимо от официальных структур и школ. Это подчеркивает разнообразие и богатство параллельного искусства в разных регионах.
Неофициальные выставки: В 1970-х и 1980-х годах в Москве и других городах проводились неофициальные выставки, где художники могли демонстрировать свои работы, избегая цензуры. Эти выставки стали важной платформой для многих художников, таких как Андрей Монастырский и Вячеслав Koleichuk.
Параллельное искусство продолжает оставаться значимой частью культурного наследия, отражая стремление художников к свободе самовыражения и критике существующих норм.