Всем привет, это Фабрика трендов, здесь мы разбираемся - что модно, почему это именно так, а главное - как нам с этим жить. Я - Марьяна Лесакова, дежурная по трендам. Присоединяйтесь, будет интересно пообсуждать!
В последнее время тема хорошего вкуса внезапно стала мега-актуальной.
VS
Яна Рудковская и Алина Холина

Именно такая история случилась с Леандрой Медин, основательницей фэшн-блога Man Repeller

Шейминг

Понятно, что под предлогом обсуждения вкуса здесь явно обсуждают что-то другое. Например, это может быть боди-шейминг, как в случае с той же Мэрайей Кэри. Или слат-шейминг это когда девушку обвиняют в пониженной социальной ответственности, вот цитатка: «Рианна… никак не может побороть патологическое желание оголяться на публике». Фу. Любимый всеми эйдж-шейминг, куда же без него: «В погоне за молодостью, певица Валерия все чаще допускает откровенно безвкусные ляпы в своей одежде»…В погоне за молодостью допускает безвкусные ляпы в одежде, ага. Или статус-шейминг, как в случае с Яной Рудковской, типа: “ох уж эти богачки - денег полно, а вкуса нет!”
То есть, неприлично же сказать про женщину, что она толстая, старая или слишком богатая. Нетолерантно как-то. А про одежду вроде как норм.

Танцы с бубнами вокруг «безвкусицы» начались не вчера. А где-то с конца XVIII в., когда женщины из третьего сословия, то есть из буржуазии, получили возможность носить те же наряды, что и дамы «из хорошего общества». До этого были ограничения - как финансовые, так и законодательные. Вплоть до того, что не всем было можно носить определенные ткани и фасоны.
А потом вдруг сложилась ситуация, когда какая-нибудь жена торговца горшками (успешного торговца) могла надеть такое же платье, как придворная дама. Начались стенания на тему “фу, какой плохой вкус у этих нуворишей, фу, какие они пошлые и вульгарные”. Тогда же родилась и концепция о врожденном вкусе, недоступном простым людям и который не купишь ни за какие деньги. Самое смешное, что этот дискурс жив до сих пор.Английская карикатура конца XVIII в.

В нашей стране отношение к «вкусу» имеет свою историю. В советском союзе идеологически верный вкус противопоставлялся вкусу буржуазному. А главная линия обороны шла против моды с ее обязательной нелепостью и вычурностью. Агния Барто, «Модница», 1954. «Колпак, пиджак коротенький и мамино пальто. Не девочка, не тетенька, а непонятно кто!» И дальше идет назидание о том, что «...следуя за модой, себя не изуродуй!»

Идея о том, что «вкус важнее моды» активно продвигалась в массы и была призвана отбить у советского человека всякое желание следовать модным тенденциям, особенно если учесть, что возможностей таких у него не было. В позднесоветские времена «вкус» обрел еще одну функцию. Советскому человеку нужно было противостоять не только буржуазным ценностям, но еще и «непростым» советским гражданам, которые имели ездили за границу и покупали там модную одежду. Таким гражданам завидовали, но виду не показывали, и клеймили за «безвкусие”. А фирменные вещи презрительно называли «тряпками».
Копинговый механизм
В психологии такая штука называется «копинговым механизмом» от глагола to cope – «справляться». И конечно это не наше изобретение. В этом смысле мы совсем не уникальны. Когда приходит время гражданам затянуть пояса, то «хороший вкус» охотно рекрутируют во всех странах. Вот, во времена Великой депрессии в Америке модные журналы тоже писали, как женщины проявляют вкус и смекалку, и шьют прекрасную одежду из занавесок и мешков.
Вот здесь на фото дамы выбирают себе мешки с мукой по расцветке.

Диснеевская Золушка 50-х


Кристиан Диор
«нью лук»
