Хороший вкус: что с ним не так?

Хороший вкус: что с ним не так?
Время чтения: 6min read

Всем привет, это Фабрика трендов, здесь мы разбираемся - что модно, почему это именно так, а главное - как нам с этим жить. Я - Марьяна Лесакова, дежурная по трендам. Присоединяйтесь, будет интересно пообсуждать!


В последнее время тема хорошего вкуса внезапно стала мега-актуальной.

Удивительно, но факт: на дворе xxi век, а мы всерьез обсуждаем такой, казалось бы, архаический предмет. Или он не архаический, или во времена всеобщего хайпа еще уместно обсуждать вкус, причем с серьезным лицом. 
Вообще, похоже что уместно - не только обсуждаем, но и яростно хейтим друг друга по этому поводу. У нас вот тут даже назначили ответственного за дурновкусие всея Руси - Яну Рудковскую. Только ленивый еще не прошелся по ее гламурным завтракам и любви к тяжелому люксу. Даже баттл по этому поводу был:  Арина Холина против Яны Рудковской, на канале Ксении Собчак это было, если кому интересно.

VS

Ну, тот самый батл, как и следовало ожидать, оказался довольно невнятным и скатился в унылое морализаторство, хотя обычно Арина зажигает. Но иначе и быть не могло. Потому что хороший вкус – это категория мягко скажем неопределенная. Вот попробуйте провести эксперимент, спросите у человека, что такое хороший вкус. Скорее всего ваш собеседник начнет закатывать глаза, делать пассы руками и бормотать что-то вроде: «ну, э-э-э, это что-то такое, прекрасное и неописуемое». Ясное дело, неописуемое, потому что описывать тут особо нечего.

Яна Рудковская и Алина Холина

Image
А в кейсе «безвкусной» Яны Рудковской дело вовсе не в отсутствии вкуса (безвкусица это нонсенс - у всякого человека какой-то вкус да имеется). Дело в ценностях. Точнее, в том, что маркетологи называют «быть в ценностях» или «не в ценностях». Именно с этим у Яны Рудковской и проблемы - она застряла в эстетике нулевых. И даже если бы она эту эстетику реализовывала с самым что ни на есть идеальным «вкусом», то все равно словила бы свою порцию... уважения в панамку.

Именно такая история случилась с Леандрой Медин, основательницей фэшн-блога Man Repeller

Image
Которая еще недавно она была иконой стиля, золотой манхэттенской девочкой в стиле Кэрри Брэдшоу, в босоножках за 1000 долларов, а недавно ее попросили из ее же собственного бизнеса, потому что, не воплощает актуальные идеи демократичност, инклюзивности и дайверсити. Проще говоря, сегодня тыкать людям в лицо босоножками за тысячу долларов - уже не в тренде. Нечего нам тут свою привилигированность демонстрировать, белая богатая цисгендерная женщина с Манхэттена!
Так что на самом деле категория «вкуса» - вовсе не эстетическая. Не стоит искать «хороший вкус» в колористике, пропорциях, композиции. То есть, найти его там, конечно, можно, если покопаться. Но критиковать вас будут не это. Уж поверьте!

Шейминг

Обвинения в «безвкусице» - это проверенный и безотказный инструмент так называемого шейминга, то есть когда человека за что-то стыдят. Лучше всего это видно на примере анти-рейтингов звезд, которые в русскоязычном сегменте так и называются «самые безвкусные звезды». Причем обсуждение идет довольно специфическое. Вот живой примерчик: «В погоне за сексуальностью Мэрайя Кэри показывает слишком много тела…В итоге она выглядит вульгарно, вызывающе и прибавляет себе несколько лишних килограммов». 
Image

Понятно, что под предлогом обсуждения вкуса здесь явно обсуждают что-то другое. Например, это может быть боди-шейминг, как в случае с той же Мэрайей Кэри. Или слат-шейминг это когда девушку обвиняют в пониженной социальной ответственности, вот цитатка: «Рианна… никак не может побороть патологическое желание оголяться на публике». Фу. Любимый всеми эйдж-шейминг, куда же без него: «В погоне за молодостью, певица Валерия все чаще допускает откровенно безвкусные ляпы в своей одежде»…В погоне за молодостью допускает безвкусные ляпы в одежде, ага. Или статус-шейминг, как в случае с Яной Рудковской, типа: “ох уж эти богачки - денег полно, а вкуса нет!” 



То есть, неприлично же сказать про женщину, что она толстая, старая или слишком богатая. Нетолерантно как-то. А про одежду вроде как норм.

Image

Танцы с бубнами вокруг «безвкусицы» начались не вчера. А где-то с конца XVIII в., когда женщины из третьего сословия, то есть из буржуазии, получили возможность носить те же наряды, что и дамы «из хорошего общества». До этого были ограничения - как финансовые, так и законодательные. Вплоть до того, что не всем было можно носить определенные ткани и фасоны. 

А потом вдруг сложилась ситуация, когда какая-нибудь жена торговца горшками (успешного торговца) могла надеть такое же платье, как придворная дама. Начались стенания на тему “фу, какой плохой вкус у этих нуворишей, фу, какие они пошлые и вульгарные”. Тогда же родилась и концепция о врожденном вкусе, недоступном простым людям и который не купишь ни за какие деньги. Самое смешное, что этот дискурс жив до сих пор.

Английская карикатура конца XVIII в.

Английская карикатура конца XVIII в.

В нашей стране отношение  к «вкусу» имеет свою историю. В советском союзе идеологически верный вкус противопоставлялся вкусу буржуазному. А главная линия обороны шла против моды с ее обязательной нелепостью и вычурностью. Агния Барто, «Модница», 1954. «Колпак, пиджак коротенький и мамино пальто. Не девочка, не тетенька, а непонятно кто!» И дальше идет назидание о том, что «...следуя за модой, себя не изуродуй!»

Английская карикатура конца XVIII в.

Идея о том, что «вкус важнее моды» активно продвигалась в массы и была призвана отбить у советского человека всякое желание следовать модным тенденциям, особенно если учесть, что возможностей таких у него не было. В позднесоветские времена «вкус» обрел еще одну функцию. Советскому человеку нужно было противостоять не только буржуазным ценностям, но еще и «непростым» советским гражданам, которые имели ездили за границу и покупали там модную одежду. Таким гражданам завидовали, но виду не показывали, и клеймили за «безвкусие”. А фирменные вещи презрительно называли «тряпками».

Копинговый механизм

В психологии такая штука называется «копинговым механизмом» от глагола to cope – «справляться». И конечно это не наше изобретение. В этом смысле мы совсем не уникальны. Когда приходит время гражданам затянуть пояса, то «хороший вкус» охотно рекрутируют во всех странах. Вот, во времена Великой депрессии в Америке модные журналы тоже писали, как женщины проявляют вкус и смекалку, и шьют прекрасную одежду из занавесок и мешков. 

Вот здесь на фото дамы выбирают себе мешки с мукой по расцветке.

Английская карикатура конца XVIII в.
Да что журналы, про это даже в сказках говорится! Добропорядочная девушка обязательно обладает «хорошим вкусом». Вот, «Золушка», Шарль Перро, пер. Наталья Касаткина, 1956 г. «Сёстры без конца толковали, как бы получше нарядиться… И во всём спрашивали совета у Золушки, потому что у неё был очень хороший вкус». Кстати диснеевская Золушка 50-х как раз одета в образы нью-лук, это концентрация эстетики «хорошего вкуса» в его самом утрированном понимании.

Диснеевская Золушка 50-х

Золушка ньюлук
В общем, безвкусица - та еще стерва. Обманет, недорого возьмет. Особенно хорошо это видно в контексте современного искусства. Вот вам герой нашего времени Маурицио Кателлан с его “Золотым унитазом” или с бананом на скотче. Джеф Кунс с фарфоровым Майклом Джексоном или наш российский дуэт Виноградов и Дубоссарский. Скажете дурновкусие? А вот и нет - это китч. Уважаемый жанр, между прочим.
This image for Image Layouts addon

Кристиан Диор
«нью лук»

В контексте моды тоже все непросто. Эстетика может быть нарочито «красивой» как у Кристиана Диора с его «нью луком» –  тогда это эстетика хорошего вкуса.
This image for Image Layouts addon

Демна Гвасалия
Грузинский дизайнер

Или же нарочито «некрасивой», как у Демны Гвасалия и это эстетика плохого вкуса.

Дизайнер творит странное не потому, что у него «вкуса нет», потому что у него такая позиция. Наш любимый пост-модерн, когда ничего не принимается всерьез, в том числе и эстетика.

Яндекс.Метрика