Хороший и плохой вкус — что это такое

Хороший и плохой вкус — что это такое

В любом споре о моде рано или поздно наступает момент, когда кто-то изрекает: «Да, мода приходит и уходит, тренды меняются, а вот хороший вкус — это то, что остается». После этого обычно повисает неловкое молчание и прямо-таки слышно, как зыбкие волны трендов разбиваются о гранитную скалу хорошего вкуса.

В последнее время тема хорошего вкуса стала мега-актуальной. Удивительно, но факт: на дворе 2020, а мы всерьез обсуждаем, у кого какой вкус. И яростно хейтим друг друга по этому поводу. А «за дурновкусие всея Руси» ответственного назначили — Яну Рудковскую. Только ленивый еще не прошелся по ее гламурным завтракам и любви к тяжелому люксу. Даже баттл по этому поводу устроили:  Арина Холина против Яны Рудковской.

Арина против Яны

О вкусах спорят. И еще как!
Как и следовало ожидать, баттл оказался довольно невнятным и скатился в унылое морализаторство, хотя обычно Арина зажигает. Но иначе и быть не могло. Потому что хороший вкус - это категория мягко скажем неопределенная. Вот попробуйте провести эксперимент, спросите у человека, что такое хороший вкус. Скорее всего ваш собеседник начнет закатывать глаза, делать пассы руками и бормотать что-то вроде: “ну, э-э-э, это что-то такое, прекрасное и неописуемое”. Ясное дело, неописуемое, потому что описывать тут особо нечего.

В чемжедело?

В кейсе “безвкусной” Яны Рудковской дело вовсе не в отсутствии вкуса (безвкусица это нонсенс - у всякого человека какой-то вкус да имеется). Дело в ценностях. Точнее, в том, что маркетологи называют “быть в ценностях” или “ не в ценностях”. Именно с этим у Яны Рудковской и проблемы - она застряла в эстетике нулевых. И даже если бы она эту эстетику реализовывала с самым что ни на есть идеальным “вкусом”, то все равно словила бы свою порцию... уважения в панамку. 

Как это случилось, напимер, с Леандрой Медин, основательницей фэшн-блога Man Repeller.

Image

Которая еще недавно она была иконой стиля, золотой манхэттенской девочкой в стиле Кэрри Брэдшоу, а теперь она покидает собственный бизнес, потому что, не воплощает актуальные идеи инклюзивности и дайверсити. Проще говоря, сегодня тыкать людям в лицо босоножками за тысячу долларов - уже не в тренде. Нечего нам тут свою привилигированность демонстрировать, белая богатая цисгендерная женщина с Манхэттена! 

А какв реальности?

Так что на самом деле категория “вкуса” - вовсе не эстетическая. Не стоит искать “хороший вкус” в колористике, пропорциях, композиции. То есть, найти его там, конечно, можно, если покопаться. Но критиковать вас будут не это. Уж поверьте!

Обвинения в «безвкусице» - это проверенный и безотказный инструмент шейминга. Лучше всего это видно на примере анти-рейтингов звезд, которые в русскоязычном сегменте так и называются «самые безвкусные звезды». Причем обсуждение идет довольно специфическое. Вот живой примерчик: «В погоне за сексуальностью Мэрайя Кэри показывает слишком много тела…В итоге она выглядит вульгарно, вызывающе и прибавляет себе несколько лишних килограммов».

Image

Понятно, что под предлогом обсуждения вкуса здесь явно обсуждают что-то другое. Например, это может быть боди-шейминг, как в случае с той же Мэрайей Кэри. Или слат-шейминг: «Рианна… никак не может побороть патологическое желание оголяться на публике». Фу. Любимый всеми эйдж-шейминг  куда же без него: «В погоне за молодостью, певица Валерия все чаще допускает откровенно безвкусные ляпы в своей одежде»…В погоне за молодостью допускает безвкусные ляпы в одежде, ага. Или статус-шейминг, как в случае с Яной Рудковской, типа: “ох уж эти богачки - денег полно, а вкуса нет!” 

То есть, неприлично же сказать про женщину, что она толстая, старая или слишком богатая. Нетолерантно как-то. А про одежду вроде как норм.

 

Image

Откуданогирастут?

Танцы с бубнами вокруг “безвкусицы” начались не вчера. А где-то с конца XVIII в., когда женщины из третьего сословия, то есть из буржуазии, получили возможность носить те же наряды, что и дамы “из хорошего общества”. До этого были ограничения - как финансовые, так и законодательные. Начались стенания на тему “фу, какой плохой вкус у этих нуворишей, фу, какие они пошлые и вульгарные”. Тогда же родилась и концепция о врожденном вкусе, недоступном простым людям и который не купишь ни за какие деньги. Самое смешное, что этот дискурс жив до сих пор. 

This image for Image Layouts addon
Английская карикатура конца XVIII в.

В нашей стране отношение  к «вкусу» имеет свою историю. В советском союзе идеологически верный вкус противопоставлялся вкусу буржуазному. А главная линия обороны шла против моды с ее обязательной нелепостью и вычурностью.

Агния Барто, «Модница», 1954.
“Колпак, пиджак коротенький и мамино пальто. Не девочка, не тетенька, а непонятно кто!” И дальше идет назидание о том, что “...следуя за модой, себя не изуродуй!”

Image

Идея о том, что “вкус важнее моды” активно продвигалась в массы и была призвана отбить у советского человека всякое желание следовать модным тенденциям, особенно если учесть, что возможностей таких у него не было. В позднесоветские времена “вкус” обрел еще одну функцию. Советскому человеку нужно было противостоять не только буржуазным ценностям, но еще и “непростым” советским гражданам, которые имели ездили за границу и покупали там модную одежду. Таким гражданам завидовали, но виду не показывали, и клеймили за “безвкусие”. А фирменные вещи презрительно называли “тряпками”. 

Какэтообъясняется?

В психологии это называется «копинговым механизмом» от глагола to cope – «справляться». И конечно это не наше изобретение. В этом смысле мы совсем не уникальны. Когда приходит время гражданам затянуть пояса, то «хороший вкус» охотно рекрутируют во всех странах. Вот, во времена Великой депрессии в Америке модные журналы тоже писали, как женщины проявляют вкус и смекалку, и шьют прекрасную одежду из занавесок и мешков.

Вот здесь на фото дамы выбирают себе мешки с мукой по расцветке.

Image

Да что журналы, про это даже в сказках говорится! Добропорядочная девушка обязательно обладает «хорошим вкусом». Вот, «Золушка», Шарль Перро, пер. Наталья Касаткина, 1956 г. «Сёстры без конца толковали, как бы получше нарядиться… И во всём спрашивали совета у Золушки, потому что у неё был очень хороший вкус”. Кстати диснеевская Золушка 50-х как раз одета в образы нью-лук, это концентрация эстетики “хорошего вкуса” в его самом утрированном понимании.

Image

И какс этимжить?

В общем, безвкусица - та еще стерва. Обманет, недорого возьмет. Особенно хорошо это видно в контексте современного искусства. Вот вам герой нашего времени Маурицио Кателлан с его “Золотым унитазом” или с бананом на скотче. Джеф Кунс с фарфоровым Майклом Джексоном или наш российский дуэт Виноградов и Дубоссарский. Скажете дурновкусие? А вот и нет - это китч. Уважаемый жанр, между прочим.

В контексте моды тоже все непросто. Эстетика может быть нарочито “красивой” как у Кристиана Диора с его “нью луком” - тогда это эстетика хорошего вкуса. Или же нарочито “некрасивой”, как у Демны Гвасалия и это эстетика плохого вкуса. Но не “безвкусица”. Дизайнер творит странное не потому, что у него “вкуса нет”, потому что у него такая позиция, такое понимание актуальности. Если вас это коробит, значит вы не разделяете его ценности. Собственно, сегодня к этому и сводится так называемый “вкус”. В большинстве случаев - это вовсе не эстетическая, а этическая позиция.

У меня все.
Будьте в ценностях!
И следите за трендами.